ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Личные вопросы

Что делать, если при авиаперелете оказалось, что ваш багаж был поврежден или даже утерян


На вопросы отвечает Лина Тальцева, старший юрист АБ «КИАП»

В авиабилетах была указана норма провоза багажа – 23 кг на человека (то есть 46 кг на двоих). Но в аэропорту, когда мы сдавали с мужем в багаж всего один общий чемодан весом 33 кг, нам сообщили о перевесе. Переупаковывать вещи было некогда, поэтому мы доплатили за перевес. Какие все-таки установлены нормы бесплатного провоза багажа? И можно ли в нашем случае вернуть деньги, уплаченные за перевес?

Нормы бесплатного провоза багажа у разных авиакомпаний могут быть разными. Их устанавливают в зависимости от направления полета, поскольку авиакомпании обязаны соблюдать императивные требования страны вылета и прилета, а также типа воздушного судна. Например, в России эти нормы тоже устанавливают авиакомпании, но есть ограничение минимума: норма багажа не может быть меньше 10 кг на человека (подп. 2 п. 2 ст. 106 ВК РФ, п. 122 ФАП «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа <…>», утв. приказом Минтранса России от 28.06.07 № 82, далее – ФАП № 82).

Авиакомпании используют разные системы подсчета багажа: по весу (weight concept) либо по количеству мест багажа (piece concept). Самая распространенная норма, в том числе и для российских авиакомпаний, – весовая. В ее основе лежит общий вес всего багажа, который сдает пассажир. Количественная норма применяется в основном на трансатлантических рейсах и подразумевает число единиц багажа, которые пассажир перевозит (но вес тоже учитывается, как правило, каждое место багажа не должно превышать 32 кг).

Поэтому ответ на ваш вопрос зависит от того, какой авиакомпанией вы летели. Если это была российская авиакомпания, то по общему правилу вы можете суммировать вес в одном багаже без доплаты. Дело в том, что по просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт назначения (остановки) одним и тем же рейсом (то есть членов семьи, лиц, совместно путешествующих или следующих в командировку), перевозчик обязан применить сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров (п. 127 ФАП № 82, определение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24.12.12 по делу № 11-271/2012). Но перевозчик может и ограничить вес одного места багажа, то есть одного чемодана, даже если в нем перевозятся вещи двух пассажиров. В вашем случае для возможности вернуть деньги главный вопрос в том, проинформировали ли вас о таком ограничении надлежащим образом. Исход дела будет зависеть от многих обстоятельств: какая информация указана в билете или на сайте авиакомпании об условиях провоза багажа и сочтет ли суд информацию на сайте надлежащим способом уведомления.

Что запрещено провозить в багаже? И может ли кто-то вскрыть мой багаж и досмотреть его на предмет наличия запрещенных предметов уже после того, как я его сдам на стойке регистрации?

Перечень того, что нельзя провозить в багаже, как правило, устанавливается в нормативно-правовых актах страны вылета (прилета). Эти требования имеют обязательную силу, и их нельзя изменить в договоре между авиакомпанией и пассажиром или, например, в договорах на оказание услуг между авиакомпанией и аэропортом. Если говорить о российском законодательстве, то к авиаперевозке не допускаются в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред самолету, находящимся на борту людям или имуществу, а также предметы и вещества, перевозка которых запрещена законодательством РФ, международными договорами РФ, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка (п. 140 ФАП № 82). Более детализированный (хотя не исчерпывающий) перечень запрещенных к перевозке предметов и веществ закреплен в приложении № 1 к приказу Минтранса России от 25.07.07 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров». Например, алкогольные напитки можно провезти в количестве не более 5 л на одного человека. Досмотр и вскрытие багажа в отсутствии пассажира может провести комиссия (по совместному решению руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте) в присутствии двух свидетелей, а при необходимости также представителей иных госорганов (п. 15, 16 приказа № 104). Если в процессе досмотра обнаружат предметы или вещества, запрещенные к перевозке, их могут изъять. Тогда в акте досмотра багажа укажут, кому, когда и с какой целью было передано изъятое. Аналогичные правила содержатся в законодательстве большинства стран мира.

У меня в чемодане были ноутбук и золотой браслет. Получив багаж, я заметила, что замок на чемодане взломан, а ноутбук и браслет пропали. Что делать в такой ситуации?

Нужно до выхода из зоны выдачи багажа обратиться к сотрудникам аэропорта или авиакомпании с требованием составить акт. Кроме того, чемодан стоит сфотографировать. Далее необходимо написать претензию в авиакомпанию, а также подать в линейный отдел МВД аэропорта заявление о краже предметов из багажа. К заявлению в полицию рекомендуется прикладывать копию претензии в адрес авиакомпании, копии билета (маршрут-квитанции электронного билета), составленного в аэропорту акта о пропаже и отрывной багажной бирки (которую приклеивают к посадочному талону при сдаче багажа), а также фотографии поврежденного чемодана. По общему правилу ответственность за утрату и недостачу багажа несет авиакомпания, но в ограниченных размерах (ст. 118, 119 ВК РФ). Взыскать полную стоимость украденного будет возможно, только если вы при бронировании сообщили и согласовали с перевозчиком перевозку ювелирных изделий и указали их ценность. То же самое касается и других видов ценных грузов: валюты в денежных знаках или монетах, акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитных и банковских карт, драгоценных металлов (подп. 14 п. 25 ФАП № 82). Сдавать такие вещи в багаж не рекомендуется (п. 130 ФАП № 82). Другие дорогостоящие предметы (в том числе ноутбук и иную технику) тоже лучше не сдавать в багаж или хотя бы сдавать с объявленной ценностью, но об этом нужно предупреждать авиакомпанию еще при бронировании и доплачивать за перевозку такого багажа (подп. 15 п. 25, п. 126 ФАП № 82).

Куда и в каком порядке обращаться, если мой чемодан так и не появится в аэропорту на ленте выдачи (потеряется)?

Нужно обратиться в службу поиска багажа (стойка Lost&Found) или к представителю авиакомпании. Ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру несет именно авиакомпания (ст. 118 ВК РФ). В аэропортах в зоне прилета (выдачи багажа) обычно работают стойки авиакомпаний или специальной службы розыска багажа (Lost&Found). На одной из этих стоек нужно написать заявление и заполнить акт (Property Irregularity Report, PIR) с указанием внешнего вида потерянного багажа (вид, цвет, размер, форма, материал, наличие колесиков и иные отличительные особенности). Также нужно перечислить вещи, находившиеся в утерянном багаже, указать их приблизительную стоимость. Как правило, при составлении акта требуется указать паспортные данные, сведения о рейсе и номер багажной квитанции. Делу присваивается идентификационный номер, который указывается в акте. Результаты розыска багажа можно узнать по телефону или отслеживать на сайте www.worldtracer.aero. В случае международной перевозки помимо составления акта на розыск багажа надо направить в адрес авиакомпании претензию об утрате багажа. Сделать это нужно в течение 21 дня с момента, когда вы сдали багаж перевозчику. Непредъявление претензии в этот срок лишит вас права на предъявление иска (п. 2, 3 ст. 26 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12.10.29, п. 2, 4 ст. 31 Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 29.05.99). При перелете на внутренних российских авиалиниях тоже нужно подать претензию, но при этом непредъявление претензии не лишит вас права подать иск в суд (ст. 124, 125 ВК РФ, определение КС РФ от 20.06.06 № 170-О). Если багаж найдется, то авиакомпания (или ее агент) должна уведомить вас об этом и бесплатно доставить его по адресу, который вы указали (п. 154 ФАП № 82).

Какую компенсацию авиакомпания должна выплатить, если мой чемодан так и не найдется?

Размер компенсации зависит от вида перевозки и авиакомпании. Если багаж не найден в течение 21 дня после того, как вы подали заявление о его пропаже, это основание для требования возмещения вреда. На внутрироссийских авиалиниях размер компенсации зависит от того, как был оформлен багаж при его сдаче перевозчику – с объявленной ценностью или без. В первом случае авиакомпания отвечает в пределах объявленной ценности, во втором – в пределах 600 рублей за килограмм веса багажа (подп. 1, 2 п. 1 ст. 119 ВК РФ). Если вы летели иностранной авиакомпанией, то размер компенсации определяется по правилам Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12.10.29, или Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 29.05.99 (в зависимости от того, какую из них применяет ваша авиакомпания). Согласно Варшавской конвенции, размер компенсации составляет примерно 895 рублей за каждый килограмм веса багажа. Согласно Монреальской конвенции, ответственность авиакомпании ограничена суммой около 60 тыс. рублей за багаж в целом. Информацию о том, в соответствии с какой международной конвенцией выполняется перевозка, можно найти в билете.

Мой багаж нашелся только спустя пять дней после моего возвращения из отпуска. Могу ли я потребовать какую-то компенсацию за задержку доставки багажа?

Да, можете. Если багаж потерялся на внутрироссийских авиалиниях, то вы вправе потребовать у авиакомпании штраф в размере 25 рублей за каждый час просрочки, но максимальная сумма штрафа ограничена половиной стоимости билета. Есть одно исключение: если авиакомпания докажет, что просрочка выдачи багажа произошла вследствие непреодолимой силы, или из-за устранения неисправности самолета, которая угрожала жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, то штраф с нее не взимается (ст. 120 ВК РФ). Если багаж «заблудился» во время международной воздушной перевозки, то придется руководствоваться законодательством той страны, в которой находится основное место деятельности авиакомпании, которой вы летели (подп. 6 п. 2 ст. 1211 ГК РФ). Дело в том, что международные конвенции, унифицирующие некоторые правила международных воздушных перевозок (Варшавская и Монреальская), не регулируют ситуацию с задержкой багажа. Поэтому если вы летели российской авиакомпанией, то компенсация за задержку доставки багажа на международном рейсе будет такой же, как и на внутренних рейсах (то есть 25 рублей за час просрочки, но не более 50 процентов от стоимости билета). А если вы летели иностранной авиакомпанией, то размер компенсации регулируется законодательством ее страны. Обычно он указан в правилах перевозок, действующих у конкретной авиакомпании.

Получив багаж, я обнаружила, что мой пластиковый чемодан (довольно дорогой) безнадежно испорчен – одна стенка треснула. В чемодане были духи и бутылка вина – все разбилось. Одежда, которая там была, тоже из-за этого пришла в негодность. Я обратилась с претензией к авиакомпании, но получила отказ в выплате компенсации, поскольку на чемодане не было наклейки о хрупкости багажа. Что, действительно, в таких случаях нельзя возместить ущерб?

Есть шанс возместить ущерб в суде, но размер компенсации ограничен. Правда, гарантировать выигрыш невозможно – все зависит от того, как расценит эту ситуацию суд. С одной стороны, ответственность за повреждение багажа несет авиакомпания (ст. 118, 119 ВК РФ). Если пассажир везет в багаже хрупкие вещие, он действительно может попросить на стойке регистрации специальную безномерную багажную бирку (FRAGILE), которая подтверждает хрупкость багажа (п. 87 ФАП № 82). Но использование такой наклейки в обязательном порядке законодательством не предусмотрено. Исходя из этого, вы вправе подать иск с требованием о возмещении стоимости чемодана, а также испорченных вещей в нем, и примеры удовлетворения таких исков есть. С другой стороны, суд может исходить из того, что ФАП № 82 содержат рекомендацию пассажирам не перевозить в багаже хрупкие вещи (п. 130 ФАП № 82). Следовательно, не воспользовавшись этой рекомендацией, вы приняли на себя риск повреждения бьющихся вещей внутри чемодана и порчи в связи с этим других вещей. Но даже если суд окажется на вашей стороне, нужно учитывать, что размер ответственности авиакомпании ограничен. В данном случае действуют такие же лимиты, как и при потере багажа (подп. 1, 2 п. 1 ст. 119 ВК РФ, п. 2 ст. 22 Варшавской конвенции, ст. 22 Монреальской конвенции). Правда, если вы будете судиться, то помимо возмещения ущерба вы можете потребовать от российской авиакомпании неустойку за то, что она не удовлетворила ваши требования сразу (в размере 1 процента от суммы ущерба за каждый день просрочки), компенсацию морального вреда, а также штраф в размере 50 процентов от присужденной судом суммы (п. 6 ст. 13, ст. 15, п. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).